Приятного прочтения.

ЭГЕИСКИИ МИР В III —II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н.Э.

в. Все сосуды и украшения из металла также обнаруживают сильное влияние критского стиля и техники.

Культурное влияние Крита находит свое отражение и в изобразительном искусстве этого времени. Столь характерные для первой половины XVI в. военные и охотничьи сюжеты теперь сменяются культовыми сценами, сценами игры с быками, хороводами и другими изображениями, хорошо известными по памятникам Крита. В отличие от раннемикенского периода эти особенности искусства теперь можно наблюдать по всей материковой и островной Греции, поскольку это позволяет имеющийся археологический материал. Создается, впечатление определенного стилистического единства, вполне естественного в условиях распространения культурного влияния из общих для всей этой территории центров. Появление многочисленных подражаний критским сосудам «дворцового» стиля показывает, что и микенская керамика не избегла влияния критской культуры, хотя в ней оно ощущается в гораздо меньшей степени. В формах местных сосудов и характере их выделки и орнаментации продолжает сохраняться местный колорит. Больше того, появление на Крите микенских чаш говорит уже об обратном влиянии микенского стиля на критскую керамику. Этот процесс можно проследить не только на памятниках керамики. Фрески из Кносса, датируемые второй половиной л. V в., имеют больше сходства с фресками Микен и Тиринфа, чем Феста и иады. То же можно сказать о Кносском дворце, тронные помещения которого по планировке и размерам приобретают некоторое сходство с дворцами материковой Греции. Что касается письма, то о нем будет речь далее.

единственной областью, вполне сохранившей в рассматриваемое время местные черты, было строительное искусство. Ни мегарон, занимающий центральное место в микенских зданиях, ни погребальные камеры с дромосом и купольные гробницы не имеют аналогии с Критом. Если же погребения такого типа в XVIXIII вв. до н. э. и появляются на Крите, то сравнение их с гробницами Эллады ясно обнаруживает заимствование. Таким образом, даже во второй половине XVIXV вв. до н. э., знаменующих  собой  кульмияа-иионный пункт в культурном влиянии Крита, взаимоотношения его с материковой Грецией в известной мере сохраняют характер двустороннего процесса. В дальнейшем, в прямой связи с катастрофой, вызвавшей  окончательное разрушение критских дворцов в конце XV в. и упадок критской культуры, процесс этот ослабевает. Но все же критская культура продолжает оказывать влияние на материк. Любопытно, что когда искусство Крита вступает уже в полосу упадка, на материке еще долго сохраняются его более молодые и здоровые формы, пока, наконец, так называемый «дворцовый» стиль - это последнее создание критской культуры (XIV, XIII и XII вв.)-и здесь не достигает полного преобладания. Впрочем, это относится только к изделиям из металлов, слоновой кости* фаянса, резным камням и частично к керамике. Строительное  искусство  продолжает   развиваться  на  балканском  материке своим собственным путем. В XIV в. строительство купольных гробниц достигает наивысшего расцвета. Так  называемая   гробница  Атрея   представляет собой    монументальное   сооружение   исключительно   совершенной ^техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, правильной формы, прекрасно   отделанными   плитами.   Притолоки внутренней  двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями. Если сравнить эти и им подобные погребальные сооружения XIV-

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.