Приятного прочтения.

ЭГЕИСКИИ МИР В III —II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н.Э.

Homer and the Мусепаед Tablets, Antiquity, 29, (1955), № 113, стр. 10— 14; V. G. Childe. The Sociology of the Mycenaen Tablets. Past and Present, 1955, № 7, стр. 76—77.

южном берегу Малой Азии, в области, впоследствии получившей название Памфилии. Если это предположение правильно, упоминаемое ахейское царство— «царство Аххиява» — в XIV в. находилось в сношениях с могущественной хеттской державой. С этой точки зрения весьма интересны наблюдения лингвистов, которые путем анализа некоторых имен, встречающихся в греческих мифах, обнаружили в них хеттские корни. Хотя после падения Хеттской державы около 1200 г., воспоминания о ее могуществе стерлись и позднейшие греческие авторы, например Геродот, совершенно о ней не упоминают, но во времена сложения эпических поэм греки, очевидно, еще не успели забыть о своем мощном восточном соседе. В «Одиссее», например, в описании подвига Неоптолема (XI, 519—521) мы находим следующее место:

«Так Еврипида, Телефова сына, губительной медью Он ниспроверг, и кругом молодого вождя все кеттейцы Пали...»

У Гомера, таким образом в качестве участников военных действий под стенами Трои упоминаются «кеттейцы», т. е. хетты. К этому можно прибавить^ что имя отца прославленного вождя кеттейцев — Телеф,— по убедительному объяснению академика Г. Капанцяна, тождественно с именем хеттского бога Телепина. Это же имя носил один из хеттских царей. Правда, эпическая традиция приписывала Телефу греческое происхождение, но в этом можно видеть результат позднейшей переработки мифа. Можно, таким образом,, считать, что в античной эпической традиции нашли отражение воспоминания о существовавших некогда взаимоотношениях между ахейцами и хеттами.

Отождествление царства Аххиява с ахейским государством, впрочем, нельзя еще считать общепризнанным, и все вышесказанное относительно связи ахейцев и хеттов остается пока гипотезой. Зато вряд ли можно сомневаться и том, что около 1400 г. до н. э. пелопоннесские ахейцы завоевали Крит: к этому времени относится разрушение критских дворцов. Постигшая Крит катастрофа повлекла за собой переселение некоторых критских племен в другие места. Так, повидимому, ликийцы, первоначально обитавшие на Крите, переправились в Малую Азию и поселились там в области, впоследствии получившей название Ликии.

Следует думать, что помимо Памфилии ахейцы проникли и поселились также на северном побережье острова Кипра, которое в связи с этим стало потом называться «Ахейским берегом». В этом отношении весьма показательно, что известные нам диалекты Памфилии и Кипра родственны тому-языку, на котором говорило население Аркадии в Пелопоннесе, т. е. языку ахейскому.

Само собой разумеется, что пока существовало Хеттское царство, ахейцам было трудно проникнуть и прочно обосноваться на западном побережье Малой Азии. Однако когда это царство прекратило существование, отдельные группы ахейцев, по некоторым признакам, стали здесь селиться. По крайней мере, при раскопках в Милете была найдена позднемикенская керамика XII е. Это дает некоторые основания предполагать, что на этом месте существовало ахейское поселение. Еще до утверждения на малоазийских побережьях ахейцами были заняты некоторые большие острова, в их числе остров Лесбос. Ахейцы, поселившиеся на этих островах, повидимому, происходили из ахейцев северных, фессалийских.

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.