Приятного прочтения.

СПАРТА, КРИТ, ФЕССАЛИЯ И БЕОТИЯ В 1Х-НАЧАЛЕ V В. ДО Н. Э.

она была в состоянии управлять  хозяйством. Брак  считался   священным  и нарушение его строго каралось.

Несвободное население Крита распадалось на обремененных тяжелыми повинностями земледельцев (мноитов), живших на государственных землях. Может быть, в этих мноитах следует видеть потомков древнего населения минойского Крита. Далее, на Крите существовали рабы, принадлежавшие частным лицам. Этих рабов можно подразделить на две категории. Одни из них, правовое положение которых соответствовало положению спартанских жлотов, обрабатывали участки (клеры) своих господ и должны были доставлять им часть продуктов. Такие прикрепленные к клерам рабы^называ-лись афамиотами или кларотами. Клароты могли обзаводиться семьей и даже иногда вступать в брак со свободными женщинами; они имели свои домашний скот и могли приобретать домашний инвентарь. В домашних работах использовались покупные рабы.

Особенности социального строя Крита обусловили значительное своеобразие государственного устройства 46 критских полисов. Конституции этих полисов имеют одну общую черту: в каждом полисе правящими должностными лицами были упомянутые выше космы. Аристотель («Политика», 11, 7 5—8) относится с неодобрением к этому государственному порядку и считает его худшим видом олигархии: дело в том, что космы у критян были облечены верховной властью только формально, в действительности же они были подчинены тирании представителей знатных родов, имевших право смещать правящих космов. Такое засилие знати и вообще «властных лиц, которые не желают подчиниться приговору космов,—пишет Аристотель,— ведет к анархии, к постоянным распрям и междоусобной борьбе, так что критский строй имеет только кое-какое подобие государственного строя» (II, 7, 7). При коллегии космов состоял секретарь и другие должностные лица, в том числе и ведавшие финансами. Судебная власть находилась также в ведении космов и подчиненных им судей. Ниже космов стоял совет старейшин, пополнявшийся из космов, отбывших свою должность; они были пожизненными членами совета, представлявшего высшую правительственную и судебную инстанцию, имевшего почти неограниченные полномочия и управлявшего демосом по своему усмотрению (по выражению Аристотеля, «самовластно, а не на основании писанных законов»). Число членов совета доходило до 28 или 30.

Народное собрание занимало второстепенное место, обладая лишь формальным правом утверждать решения, вынесенные советом или космами. Лишь в середине III в. до н. э. народное собрание получило большое значение. При прошедшей тогда демократизации государственного строя Крита наряду с советом старейшин образовался еще совет «молодых», обладавший особыми полномочиями, а также отправлявший судебные функции.

Народное собрание происходило на площади (агора), где находился особый камень, с которого произносили свои речи ораторы. Народное собрание 'было правомочно выносить решения лишь при наличии в нем не менее 500 членов.

«Гортинская правда» содержит также ряд статей, связанных с делами о наследствах, долгах, нарушениях общественных правил и пр. Делопроизводство на Крите велось устно в присутствии свидетелей, дававших свои показания под присягой.

Из истории Крита в доэллинистический период сохранились лишь отдельные факты, не имеющие значения для общегреческой истории. Так, известно, что во время греко-персидских войн граждане критских городов отправили посольство в Дельфы, но в самих войнах участия не принимали. В возникший в V в. Первый Афинский морской союз не входил ни один из критских городов.

Общественные отношения и государственное устройство Фессалии представляют особый интерес, так как здесь до V в. сохранился, без больших изменений, тот общественный строй, который до некоторой степени напоминает гомеровскую Грецию.

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.