Приятного прочтения.

СПАРТА, КРИТ, ФЕССАЛИЯ И БЕОТИЯ В 1Х-НАЧАЛЕ V В. ДО Н. Э.

 

4. БЕОТИЯ

При археологическом исследовании Беотии на ее территории, особенно в районе Копаидского озера и на месте города Орхомена, было открыто значительное количество памятников микенской культуры, а под ними обнаружен неолитический слой, относящийся к III тысячелетию до н. э. Мифы, связанные с Беотией, упоминают в числе древнейших племен, населявших Беотию, миниев. В VIII в. беотийцы выступают как один народ, говорящий на беотийском наречии.

Из поселений на первых порах наибольшее значение имел Орхомен, где предание помещает упомянутых миниев, и Фивы, о которых в гомеровском эпосе говорится как о значительном центре, подчинившем позднее Орхомен.

По свидетельству Фукидида, население Беотии пришло из Фессалии, хотя он и оговаривается, что часть беотийцев уже раньше обитала в этой области. Очевидно, переселение из Фессалии, если оно и имело место в исторической действительности, мало отразилось  на  внутреннем развитии Беотии.

В Беотии не происходило тех социальных переворотов,   какие   характерны   для   развитых   греческих городов VIIVI вв. до н. э. Причиной этого являлось,  конечно,  не   «тупоумие   беотийских   свиней»,

как презрительно называли беотийцев их соседи-афиняне, а своеобразие экономического развития области. В плодородной Беотии даже при изменившихся в большей части греческого мира экономических условиях основой хозяйства продолжало оставаться земледелие, с преобладанием в нем зерновых культур. В Беотии земледелец, владевший даже небольшим земельным участком, при относительно интенсивном ведении хозяйства мог существовать. Развито было в Беотии и скотоводство, в особенности коневодство. На Копаидском озере и на морском побережье значительное развитие получило

рыболовство.   В   торговый   оборот   поступали   лишь   сельскохозяйственные излишки, так как ремесло было мало развито.

Конечно, и в Беотии социальное расслоение внутри общины и рост имущественного неравенства тяжело отразились на положении крестьянского хозяйства. Для сохранения крестьянских наделов ранние законодательства предусматривали чрезвычайные меры. Как сообщает Аристотель, фиванский законодатель начала VII в. Филолай установил, что если в семье рождалось больше детей, чем имелось в ее распоряжении земельных участков, отец обязан был, под угрозой смертной казни, не воспитывать сам дитя, а передать его другому, тому, кто даст за него хотя бы маленькую плату; эта символическая уплата была рудиментом существовавшей когда-то продажи в рабство.

От Фукидида мы знаем, что до греко-персидских войн власть в беотийских городах была в руках небольшой группы аристократов, принадлежавших к пяти знатным родам: предки четырех из этих родов назывались «старты» (дословно"—«посеянные»), так как, по преданию о мифологическом основателе Фив — герое-полубоге Кадме,

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.