Приятного прочтения.

ЭГЕИСКИИ МИР В III —II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н.Э.

«Дворцовый» стиль XV в. проявился главным образом в Кноссе. В других городах Крита в искусстве изображения живой природы сохранялись старые традиции. Интересно то, что стенные росписи во второстепенных центрах Крита представляют изображения одних только животных; человеческие фигуры в них не встречаются. Примером этому могут служить известные фрески из дворца в Агиа-Триаде.

Монументальная скульптура в критском искусстве, видимо, не играла большой роли. Значительно большее значение имела мелкая скульптура. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках, одетых в пышные платья, оставляющие грудь обнаженной. Из фаянса делались также рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком, козы с козленком.

Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В Ш тысячелетии до н. э. в росписи ваз ограничивались богатыми геометрическими узорами, во II тысячелетии эти узоры становятся разнообразнее. Исполнялись они кривыми и волнистыми линиями, сочными и многокрасочными пятнами (спирали, лепестки, розетты); с узорами нередко сочетались различные растительные мотивы, а равно и изображения животных, преимущественно морских (осьминоги, моллюски, рыбы). Роспись керамики в период развития «дворцового» стиля носит следы изысканной стилизации.

Около 1600—1400 гг. до н. э. значительного развития на Крите достигает художественная резьба по камню, о чем свидетельствуют многочисленные печати, а также каменные сосуды с рельефными изображениями различных сцен из сельской жизни, охоты, сцен из дворцовой жизни и пр.

Хотя быт знати сильно отличался от быта простого народа, можно думать, что во всех своих изделиях критские мастера следовали народным традициям критского искусства. Это привело к высокому подъему критских художественных ремесел. После гибели Критского государства и уничтожения значительной части его населения художественные формы, созданные в предшествующие века, отчасти сразу исчезли, отчасти постепенно переродились и утратили свое первоначальное содержание. Религиозные    воззрения   критян   за   рассматриваемый   период претерпели значительные изменения. Bill тысячелетии до н. э. религиозные представления обитателей Крита были еще весьма примитивны. Тотемизм (почитание животных и растений) и культ женского божества, происходивший из культа родоначальницы в предшествующую эпоху матриархата, составляли основу их религии. И во II тысячелетии до н. э. культ женского божества оставался у критян главным. Великая богиня (имя ее до окончательного прочтения критских надписей остается неизвестным) была почитаема критянами в различных образах. Чаще всего — это богиня природы, которой посвящались многочисленные святилища в горных пещерах (на горах Юкта, Ида и др.). Некоторые пещеры (например, пещера Психто) служили местом культовых обрядов непрерывно в III, II и I тысячелетиях до н. э. Священные деревья или ветви были атрибутами богини. Повидимому, многие сельские святилища состояли из жертвенника и группы священных деревьев. Критские памятники искусства сохранили рисунки, изображающие поливку и посадку этих деревьев. С культом богини природы были связаны птицы, чаще всего голуби. Поклонение ей выражалось в ритуальных танцах, пении и плясках, носивших  оргаистический характер.

В дворцовых и домашних святилищах часто встречаются изображения женского божества, главным атрибутом которого были змеи. Можно высказать предположение, что культ этой богини (так называемой богини змей) в последние столетия существования Критского государства получил особое распространение среди критской знати.

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.