Приятного прочтения.

СПАРТА, КРИТ, ФЕССАЛИЯ И БЕОТИЯ В 1Х-НАЧАЛЕ V В. ДО Н. Э.

2. КРИТ

Легенда передает, будто Ликург до издания связанных с его именем законов во время своих путешествий, с целью изучить конституции других государств, посетил также Крит. В основе этой легенды лежит, несомненно, тот исторический факт, что между государственными организациями Спарты и Крита наблюдаются многочисленные черты сходства. Исторически это сходство объясняется тем, что в в Спарте и на Крите в I тысячелетии дон., господствовавшей этнической группой были доряне, властвовавшие над покоренным ими населением, состоявшим из ахейцев, этеокритян  (исконных) сходство между Спартой и Критом наблюдается скорее в их со-циально-бытовых, чем в государственных учреждениях. Для знакомства с теми и другими, кроме небольшого количества литературных источников, особенно важна большая надпись, найденная в расположенной на южном берегу Крита Гортине-городе, игравшем, наряду с Кноссом крупную роль в истории острова. Хотя эта надпись, называющаяся иногда «Гортинскои правдой», была вырезана на стене одного общественного здания уже в середин, V в. до н. э., она представляет кодификацию критского законодательства, относящегося к значительно более раннему времени.

Упомянутые источники позволяют составить некоторое представление о социальном строе критского общества. Население Крита распадалось на дв. основные группы —свободных и несвободных. Свободные состояли: из полноправных граждан дорийского племени; из так называемых «подданных», соответствовавших спартанским периойкам, сохранявших личную свободу, но не пользовавшихся политическими правами; из вольноотпущенников которых по закону никто не мог лишить свободы, и из проживающих на Крит-чужеземцев. Граждане объединялись в гетерии (товарищества). Кроме того наряду с тремя филами, на которые делилось дорийское население, в некоторых критских городах   со   смешанным   населением   были   и   другие филы (например, Айфалеев). Каждая из этих фил представляла собой расширен-ную родовую общину. Подобные филы существовали и у «подданных». 1етерии образовались из содружества юношей (агел), принадлежавших к господствующему сословию (в гетерии, следовательно, не могли входить «подданные», вольноотпущенники и чужеземцы — все они признавались «стоящими вне гетерий»). Гетерии возглавлял архонт. Для разбора тяжеб-между «стоящими вне гетерий» (афетерами) и членами гетерии назначались особые судьи. Так как члены благородных родов при распределении по гетериям стремились не порывать родовых связей, то гетерии большей частью совпадали с филами. Подразделением филы был кларос. Из филы выделялся военный клаоос, несший особые обязанности; из членов этого клароса выбирались космы (стратеги), имевшие высшую военную власть в государстве «11од-данные» составляли сельские общины, также делившиеся на филы. Наряду с земледелием, были развиты ремесло и торговля. Для вольноотпущенников в каждом из критских городов был отведен особый квартал. Наконец, для управления и наблюдения за проживающими на Крите иноземцами существовало особое должностное лицо.

Подобно спартанским сисситиям, на Крите существовали общественные трапезы, называвшиеся «трапезами мужей» (андрии). По одним известиям, эти трапезы устраивались на взносы кларотов. По другим — само государство ассигновало на общественные трапезы часть государственных доходов (Аристотель, «Политика», II, 7, 4). Каждая из трапез находилась под надзором так называемого педонома. При трапезах присутствовали мальчики, получавшие половинную порцию пищи. Когда им исполнялось 17 лет, они зачисли-, лись в агелы и должны были посещать гимнасии, где главное внимание обращалось на физическую тренировку, гораздо меньшее — на умственное образование; существенное место отводилось заучиванию положенных на стихи законов. По окончании агелы, где юноши оставались, вероятно, в течение 10 лет, они вступали в гетерии. Члены каждого выпуска обязаны были одновременно вступать в брак, но жена входила в дом мужа только тогда, когда

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.