Приятного прочтения.

СПАРТА, КРИТ, ФЕССАЛИЯ И БЕОТИЯ В 1Х-НАЧАЛЕ V В. ДО Н. Э.

они выросли из посеянных Кадмом зубов дракона; предок пятого рода считался состоящим в свойстве со спартами.

В связи с постепенным, хотя и запоздалым, развитием обмена значение в государстве стали приобретать богатые люди, не принадлежавшие к родовой аристократии. Кроме того, наряду с аристократами-землевладельцами, появились зажиточные крестьяне, прошедшие суровую жизненную школу и сумевшие разбогатеть благодаря более интенсивному ведению хозяйства. Характерное для всей Греции VIIIVII вв. до н. э. развитие морской торговли не могло на оказать некоторого воздействия на экономику Беотии.

Беотийский поэт Гесиод, поэма которого «Труды и дни» появилась на рубеже VIII и VII вв. до н. э., осуждает занятие морской торговлей, увлечение которой, по его словам, охватило всех. Однако он дает советы, при каких условиях можно торговать, подвергаясь наименьшему риску. Все это изложено у Гесиода в виде советов его брату Персу; здесь же он сообщает интересные факты из жизни своего отца, который пытался разбогатеть на морской торговле. Отец Гесиода раньше жил в эолийской Киме и занимался торговлей, но в конце концов разорился, покинул Киму и переселился в Беотикх Там он, «бежавший от злой нищеты», смог приобрести только небольшой участок «в бедном селении Аскра». Тем не менее он скоро убедился, что даже этот маленький участок в плодородной Беотии дает ему более обеспеченное существование, чем морская торговля. Для поднятия доходности крестьянского хозяйства Гесиод рекомендует следующие средства: обрабатывать поля руками своей семьи, сократить деторождение, неустанно работать с утра до вечера и т. д.

Поэма Гесиода, таким образом, является весьма важным источником, отражающим социальную и хозяйственную жизнь современной ему Беотии. Основная масса населения в этой области состояла из крестьян-земледельцев, в значительной своей части находившихся в зависимости от землевладельческой родовой аристократии. Гесиод символически изображает эту зависимость крестьян от произвола аристократов в басне о соловье и ястребе. Ястреб держит соловья в когтях и говорит ему следующее:

«Что ты,  несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!

Как ты не пой, а тебя унесу я, куда мне угодно,

И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.

Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:

Не победит он его,— к унижению лишь горе прибавит!»

Землевладельческая аристократия значительно дольше, чем в других областях Греции, например, чем в соседней Аттике, сохранила в Ьеотии свое политическое преобладание. Черты отсталости сказались и в беотииских законах. В этом отношении весьма характерны беотийские законы о должниках- если должник не возвращал долга, его выводили на рыночную площадь, сажали на установленное место и ставили перед ним корзину; он должен был сидеть так до тех пор, пока брошенная в его корзину милостыня не окажется достаточной ;;ля того, чтобы укротить гнев кредитора. Граждане, подвергавшиеся такой процедуре, лишались гражданских прав. Приводили ли задолженность в Беотии к кабале и рабству, за неимением достоверных данных, сказать нельзя.

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.