Приятного прочтения.

ГОМЕРОВСКАЯ  ГРЕЦИЯ

Жертвой коварного замысла финикийца в этом случае оказался грек,, получивший в наследство незначительный участок земли и поэтому решившийся попытать счастья на поприще торговли. Занятие торговлей среди гомеровских греков вообще было еще очень мало распространено и не пользовалось популярностью. Так, один из представителей феакийской знати—-Евриал обращается к Одиссею, желая его обидеть, с такой «колкой» насмешкой»:

«Странник, я вижу, что ты не подобишься людям, искусным В играх, одним лишь могучим атлетам приличных; конечно, Ты из числа промышленных людей, обтекающих море В многовесельных своих кораблях для торговли, о том лишь Мысля,  чтобы,  сбыв  свой  товар  и  опять  корабли  нагрузивши, Боле нажить барыша:  но с  атлетом ты вовсе несходен».

(«Одиссея», VIII,  158—164).

Господство натурального хозяйства и относительно небольшой удельный вес обмена в системе экономических взаимоотношений гомеровской Греции отразились и на состоянии ремесла. В условиях, когда каждое отдельное хозяйство обслуживало себя собственными средствами, ремесленная деятельность не могла получить благоприятных условий для развития. Гомеровская Греция, в отличие от микенской эпохи, знает лишь очень немногие виды ремесла. В поэмах упоминаются лишь гончары, плотники, кожевники, кузнецы-оружейники. Разделение труда внутри отдельной отрасли ремесла почти полностью отсутствует. Так, кузнецы занимались одновременно и изготовлением изделий из золота и серебра, а плотники производили все работы, начиная от заготовки леса и кончая постройкой дома или производством мебели и других предметов, Отсутствие детальной специализации имело место и в работе кожевников. Упоминания о существовании мастерских встречаются в эпосе только в виде исключения, например, говорится о кузнице бога Гефеста, покровителя ремесла, выковавшего оружие для Ахилла. Как правило, ремесленники ходили из одного дома в другой и производили работы из материала своих заказчиков. При этом они стояли в одном ряду с гадателями, врачами и певцами:

«...Приглашает ли кто человека чужого

В дом свой без нужды? Лишь тех приглашают, кто нужен на дело.

Или гадателей, или врачей, иль искусников зодчих,

Или певцов, утешающих душу  божественным словом...».

(«Одиссея», XVII, 382 ел.)

Однако, изготовляя изделия из материала заказчика, ремесленники пользовались своим собственным инструментом. По крайней мере в рассказе «Одиссеи» о прибытии к Нестору золотых дел мастера упоминается, что все орудия своего производства он принес с собой (Од. III, 432). Отдельные искусные ремесленники пользовались в гомеровской Греции большой известностью. Например, в «Илиаде» рассказывается о беотийском мастере Тихий. Когда саламинскому правителю Аяксу понадобилось сделать щит, он специально заказывает его у этого знаменитого мастера («Илиада», VII, 220 ел.). В общем, ремесленный труд в Греции гомеровской эпохи расценивался ниже труда земледельцев, а сами ремесленники, выходившие преимущественно из числа фетов и метанастов, находились на низших ступенях социальной лестницы.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.