Приятного прочтения.

ЭГЕИСКИИ МИР В III —II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н.Э.

е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота или же из одной слоновой кости.

В развитии ремесел и торговли играл большое значение сухопутный и морской транспорт критян. Еще в начале II тысячелетия на Крите была проведена дорога из Кносса в Фест и дорога, соединившая северное побережье с южным, затем много дорог было проведено в центральной и восточной части острова. У критян была в употреблении четырехколесная повозка, а начиная с XVII в. до н. э. появилась легкая двухколесная повозка, запряженная лошадьми.

Несомненно, однако, что главную роль в критском государстве играл не сухопутный, а морской транспорт, насколько об этом можно судить по многочисленным изображениям весельных и парусных кораблей. Нос кораблей, особенно военных, строили так, что ими можно было таранить. Рулевое управление критяне осуществляли сначала укрепленным рулем, позднее перешли к системе двух рулевых весел. На палубе иногда возводили постройки, что указывает на длительное пребывание кораблей в пути. Создание морского корабля и морского флота является одним из проявлений творчества критян в области культуры и техники. Возможно, что эгейское кораблестроение легло в основу корабельного дела финикийцев и греков.

Развитие критского мореходства было тесно связано с торговлей и морским разбоем. Критская торговля, как мы уже говорили, восходит к отдаленным временам. Первоначально радиус обмена был невелик и не выходил за пределы Киклад. Большое значение критская торговля приобрела со времени установления кносской талассократии.

С Балканским полуостровом Крит был связан очень рано. Изделия критских ремесленников найдены даже в Фессалии и в более северных областях Балканского полуострова. Племенные вожди пользовались многими дорогими товарами критян: художественным оружием, сосудами, ювелирными изделиями.

Возможно, что в первой четверти II тысячелетия до н. э. культура Крита оказывала уже большое влияние на культуру Эллады. Это влияние сказывается в первую очередь в быту аристократии; в значительно меньшей мере — в жизни населения небольших земледельческих центров, таких, как Кораку, Зигурия и др. Эванс и Пендлбери считали, что сильное влияние критской культуры на ахейскую в XVII-—XV вв. до н. э. было следствием политического господства Крита над Элладой. Они рассматривали ахейских правителей как вассалов критского царя или считали их критскими владыками, обитавшими в укрепленных замках среди покоренных племен Эллады. Однако предположение о владычестве Крита над Пелопоннесом опровергается рядом источников, в первую очередь недавно прочтенными микенскими надписями, ни одна из которых не дает оснований предполагать о зависимости Пелопоннеса от Крита. При более внимательном изучении культуры пелопоннесских ахейцев в последнее время выясняется ее большое отличие от критской культуры, несмотря на отдельные моменты заимствований (техника фресок, фасоны женского платья и т. д.).

Данные античной традиции более позднего времени Также не дают оснований заключить о владычестве критян над всей Элладой. И Геродот и Фуки-дид говорят о подчинении Криту только Киклад и Аттики.

За последние два десятилетия в буржуазной науке все более распространяется другая точка зрения. Уэс и другие ученые отрицают политическую зависимость материковой Греции от Крита в XVII

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.