Приятного прочтения.

СПАРТА, КРИТ, ФЕССАЛИЯ И БЕОТИЯ В 1Х-НАЧАЛЕ V В. ДО Н. Э.

В какой мере достоверно это предание «ГЛикурге? Плутарх написал большую биографию Ликурга, но сам он признает, несмотря на свою весьма малую склонность к исторической критике, что традиция о Ликурге весьма запутана. Для современной науки несомненно, что образ Ликурга-—образ легендарный, лишенный всякой исторической реальности. Тем не менее не исключено, что такие меры, как раздел завоеванной спартиатами территории на клеры, реорганизация древнего совета старейшин в герусию, установление эфората, были проведены одновременно. Все эти основные законы спартанского государства могли явиться результатом деятельности крупного организатора, имя которого впоследствии было обожествлено: в Спарте потом существовал особый культ Ликурга как божества света.

В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходивших к глубокой древности, например союзы по возрастным группам, представлявшие, но всей вероятности, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи), где происходили общие трапезы, устраивались развлечения и где молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью. Женщины не допускались в эти организации, но вместе с тем являлись полными хозяйками в семейном быту, который, в противоположность построенному на общинных началах быту мужчин, был весьма замкнутым.

О пережитках доклассовых отношений говорят также многие обычаи в семейной жизни спартиатов; спартанский обряд заключения брака состоял в похищении девушки-невесты; семья была моногамная, но вместе с тем допускалась свобода внебрачных отношений и для мужа и для жены (Ксенофонт. Государство лакедемонян. I, 7).

Как указывалось выше, в древнейшую эпоху в процессе напряженной борьбы за захваченную территорию сложился спартанский военный строй. Все спартиаты в возрасте от 20 до 60 лет были воинами. Войско подразделялось на пять основных боевых соединений — лохов, по одному от каждой из пяти «деревень», на которые был разделен   центр  Спартанского   государства.   Лох составлялся из «сплоченных клятвой дружин» - эномотий, участники которых и в мирной обстановке   вели   совместный   образ   жизни,   образуя своего рода «братства сотрапезников,», так называемые сисситии. Этот военный строй был еще далек от той стройности и законченности, о которой пишет Фукидид в конце V в. Отмеченные выше пережитки родо-племенных отношений отразились на характере спартанской военной организации. Эномотий могли проявить чрезмерную самостоятельность в боевой обстановке, что ставило под угрозу единство дисциплины. Подобного рода случай упоминает еще Геродот, описывая битву при Платеях в 479 г. Поэтому в борьбе со своими соседями Спарта в эту эпоху, т. е. в IXVII вв. до н. э., часто испытывала неудачи.

Опиравшееся на примитивную социально-экономическую базу, раздираемое постоянной внутренней борьбой, Спартанское государство вынуждено было уже очень рано высылать колонистов. В передаваемом Геродотом предании о миниях и колонизации спартанцами острова Феры ярко обрисована обстановка, сопутствовавшая этим событиям. Приводимые Геродотом сведения в настоящее время нашли себе новые археологические и эпиграфические подтверждения.

         Фукидид сообщает о колонизации спартанцами Киферы, точно так же сопровождавшейся острыми столкновениями Спарты с другими городами. В этом отношении очень интересен рассказ Геродота о длительной и неудачной войне Спарты с Тегеей — одним из городов Аркадии.

        

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.