Приятного прочтения.

ЭГЕИСКИИ МИР В III —II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н.Э.

XIII  вв.  с их ульеобразным прототипом XVI  в., станет ясным, какие значительные изменения претерпела в своем развитии эта специфически микенская архитектурная форма.

К XIV и XIII вв. относятся и все известные нам Крепостная и дворцовая архитектура. Самое интересное сооружение этого типа—микенская крепость и дворец. Микенская крепость современна находящейся близ нее купольной гробнице Атрея. Может быть, тот самый микенский басилей, который построил себе эту роскошную усыпальницу,явился и строителем грандиозных микенских стен и башен. Толщина этих стен местами достигает 6 м, и сложены они из камней огромных размеров Первоначальную высоту этих стен установить не удалось, так как сохранилась только нижняя часть их, но следует думать, что она находилась в пропорции с уцелевшими частями циклопических кладок. Северные ворота крепости получили название Львиных (см. стр. 41). Это один из самых замечательных геральдических памятников всех времен, чисто миносский по своей технике и совершенно не минойский по своей монументальности. Головы у обоих львов отломаны. Повидимому, они грозно смотрели вниз на входящих в крепость. Под львами и поперечным блоком находились большие двустворчатые ворота. Сохранившиеся следы заставляют предполагать разновременное существование по крайней мере двух систем запоров.

Через Львиные ворота дорога ведет к площадке, со всех сторон окруженной руинами отдельных построек. Это и есть микенский дворец со всеми его хозяйственными и жилыми помещениями. К центру этого строительного комплекса ведет очень плохо сохранившаяся лестница, выходящая на высеченную в скале террасу. Главное помещение представляет собой зал с четырьмя колоннами и очагом посередине — мегарон. К нему примыкают другие смежные помещения и двор, под которым уцелели приспособления для отвода воды. Удалось обнаружить и подземный водопровод, который вел от расположенного несколько выше крепости источника к потайному бассейну, находившемуся рядом с крепостными стенами. От бассейна потайной же ход вел во внутрь укреплений. Конечно, подобные меры предосторожности принимались на случай осады.

На сохранившихся внутренних сторонах стен местами сохранились значительные фрагменты фресковой живописи. Техника ее приближается к критской или, как указывалось, критские фрески этого периода напоминают микенские. В сюжетах фресковой живописи, как и за полтораста лет перед этим, преобладают местные мотивы. На фресках изображены преимущественно военные сцены: военная тревога, лагерная жизнь, запряжка коней в боевые колесницы, боевое столкновение двух мчащихся друг на друга колесниц, штурм города с фигурами наступающих и падающих со стен воинов и фигурами наблюдающих со стороны за ходом сражения женщин, многоэтажный дворец со смотрящими из его окон женщинами.

К северу от этих построек расположена группа помещений с особенно крепкими стенами. Их определяют как казармы, продовольственные магазины или помещения, предназначенные для других хозяйственных надобностей. Близ них проходит северная стена с находящимися в ней вторыми воротами, своей конструкцией напоминающими первые, но меньшего размера и без всяких изображений.

На расстоянии 15 км от микенской крепости и на очень небольшом расстоянии от морского побережья, в Тиринфе расположен второй памятник этого типа архитектуры. Это поселение также обнесено мощными стенами, сложенными из грубых необработанных каменных глыб.

В центре находится дворец, его центральную часть составляет большая зала (мегарон), стены которой были оштукатурены и расписаны фресками; середину занимал большой круглый очаг, вокруг которого возвышалось четыре колонны, расширяющиеся,

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.