Приятного прочтения.

ГОМЕРОВСКАЯ  ГРЕЦИЯ

тем самым термином, с каким мы встречаемся в пилосских надписях; в них же этим термином обозначаются и земли, полученные «от народа» царем («ванака») и воеводой («равакета»). Следует думать, что и гомеровские басилеи пользовались по отношению к этой земле значительно большими правами, чем рядовые люди. Возделываемые последними земли обозначаются словом «клер» — надел (в буквальном переводе хХт5ро<; — «жребий»),- земельный участок, который, как показывает сам термин, предоставлялся по жребию. В тексте «Одиссеи», например, содержится и прямое указание на раздел земли: вождь феакиян Навситой «разделил их поля на участки» (VI, 10). В «Илиаде»-Хозяйственная жизнь и социальный строй гомеровского обществ*

упоминаются случаи получения отдельными лицами пашен и виноградников т е таких земель, которые до получения их новым владельцем под-ников. Все эти данные подвергались обработке, вставляют предполагать существование сельской общины, в которой производились систематические пределы земли. Но, с другой стороны, община начинает уже обнаруживать признаки разложения. Наделы становятся, по-видимому  неравными. Это вызывает ссоры и распри. В «Илиаде», например, имеется такое место:

«...два человека, соседи, за межи раздорят,

Оба с саженью в руках на смежном стоящие поле.

Узким пространством делимые, шумно за равенство спорят».

(«Илиада», XII, 421 ел.)

Одновременно появляются «{многонадельные» люди, умевшие получить в пользование сразу несколько участков ас другой стороны - «люди безнадельные», лишенные наделов. С превращением царской власти в наследственную, басилеи стремятся получить свои наделы _ теменосы -в частную собственность и свободно ею распоряжаться.

Отсюда можно прийти к заключению, что если в гомеровском обществе еше не утвердился Окончательно институт частной собственности на землю, ™ во всяком случае, различные формы отношения к земле и неравномерность ее распределения уже налицо, а, имея в виду конец этого периода, невидимому, можно уже говорить и о частной собственности на землю. В этом отношении интересно описание изображенной на щите Ахилла сцены, в которой общинная пашня противопоставляется теменосу. В первом случае.

«...землепашцы

Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь, И всегда, как обратно к концу приближаются нивы, Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце, Муж подает».

(«Илиада», XVIII, 542)

Во втором случае дается описание жатвы. Жнут наемники под присмотром самого «властелина» (басилея), который «между ними, безмолвно, с палицей в длани, стоит на бразде и душой веселится» («Илиада», XV 111, 550—560).

Свободные люди, вследствие неблагоприятных обстоятельств лишившиеся земли и потому вынужденные искать   заработок   на   чужбине,   известны   в поэмах под терминами «эрит»  и «фет».  Последний термин имеющий более широкое значение,  применяется не только к наемнику   но вообше к человеку,

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.