Приятного прочтения.

ГОМЕРОВСКАЯ  ГРЕЦИЯ

Поэтому «метанаст» (так в поэмах называются люди, порвавшие со своим родом и фратрией) оказывается лишенным общественной защиты, и всякий может безнаказанно посягнуть на его жизнь, честь и имущество. Но и жизнь человека, сохранявшего связь с родовой организацией, защищалась прежде всего не общественными органами, а его ближайшими родственниками, мстившими убийце по принципу кровь за кровь. В последней песне «Одиссеи» родичи убитых Одиссеем женихов, «облачившись в крепкие, медноблестящие брони» («Одиссея», XXIV, 467), собрались за городом, чтобы общими силами расправиться с убийцей. Один из них, Евпейт, обратился к взволнованным происшествием жителям Итаки со следующим призывом отомстить Одиссею:

«Братья, молю вас — пока из Итаки не скрылся он в Пилос

Или не спасся в Элиду, священную землю элеян —

Выйти со мной на губителя; иначе стыд нас покроет;

Мы о себе и потомству оставим поносную память,

Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам

Здесь не отмстим...»

(«Одиссея», XXIV, 430—435)

Таким образом, инициатива мести принадлежала прямым кровным родственникам, и только потом уже, по их призыву, за убитого вступались его соплеменники. Естественно, что убийца, опасаясь мести со стороны членов филы или фратрии, часто предпочитал покинуть свою родину:

«Если когда и один кто убит кем бывает, и мало Близких друзей и родных за убитого мстить остается — Все ж, избегая беды, покидает отчизну убийца».

(«Одиссея», XXIII,  118—120).

Наряду с кровной местью, у Гомера встречаются упоминания и о выкупе, выплачиваемом убийцей родственникам убитого:

«...Брат за убитого брата,

Даже за сына убитого пеню отец принимает:

Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством».

(«Илиада», IX, 632 ел.)

Спор из-за выкупа описан в одной из сцен, изображенных на щите Ахилла («Илиада», XVIII, 497 ел.). Упоминания и о выкупе и об обычае родовой мести позволяют предполагать, что оба эти института существовали одновременно. Это раскрывает одну из типичных черт гомеровской эпохи: переходный ее характер. Конечно, во многих случаях упоминания о чрезвычайно еще примитивных формах социальных взаимоотношений, наряду с гораздо более сложными и развитыми, должны рассматриваться как результат разновременных напластований — плод длительного образования обеих поэм, но в других случаях эти их особенности, несомненно, отражают реальные исторические черты описываемого времени.

Оглавление

О книге.

Книга "Древняя Греция" выпущена издательством академии наук СССР в Москве в 1956 году.

Ответственные редакторы: академик В.В. Струве; доктор исторических наук Д.П. Каллистов.