Глава XXI   Хотя мысли самого господина Мауруса парили столь высоко, дела в его училище шли своим чередом.

Но в конце каждого полугодия перед старым учителем возникает одна трудность. Когда он в первый раз посетовал на нее классу, то глубоко вздохнул и все заинтересовались, что теперь будет.

— Что для нас труднее всего? — обратился учитель к классу.— Кто знает? Кто ответит? Примус! Паас! Либле! Что? Никто не знает, даже Либле не знает? Он знает только, что бог вечен. Самое трудное, милые дети, это ставить отметки. Подумайте только, мы ведь ничего не делали, за что же отметки ставить? Собирались последовать за апостолом Павлом, да не смогли, вы же сами видите. Такова, стало быть, воля божия. А что нам теперь делать? Какие отметки мы поставим? Примус, какую отметку я должен вам поставить? Не знаете? Примус не знает! Примус не знает, что по закону божьему он всегда отвечает на пятерку, иначе он не будет примусом. Паас, а вы? Что? Нуль? Паас согласен на нуль. Правильно, совершенно правильно!

! Фата-моргана — мираж (лат.).

 

Нуль хорошая цифра. Но поскольку господь бог любит смирение и вы уже были на конфирмации, к тому же. вы христианин, то вам подобает иметь только пятерку, какой же вы иначе конфирмованный христианин? Ведь «Отче наш» вы знаете? Заповеди тоже? Учение усвоили? Ветхий завет знаете назубок, так? Что же вы еще хотите? Истинный христианин должен довольствоваться малым. Значит — пятерка, Паасу по закону божьему пятерка. Либле, ведь и вы ничего не имеете против пятерки? Нет? Покоряетесь моему решению? Прекрасно! Но к чему много разговаривать, поставим всем по пятерке, тогда никому не будет обидно. Может быть, кто-нибудь против? Нет? Всем по пятерке. Но, конечно, не худо было бы, если бы вы кое-что почитали о путешествиях апостола Павла, вас могут об этом спросить. Да, конечно! Итак — по пятерке! Христиане, все христиане, почему же им не поставить по пятерке?..

 

1234[5]
Оглавление